Сентябрь 2018. И мы с семьёй оправляемся в отпуск. План такой: летим в Москву, а от туда в болгарский курортный городок - Варна. Пару дней там акклиматизируемся, снимаем тачку и едем в Румынию. В загадочную и столь богатую на достопримечательности область Трансильвания.

Вся логистика, как обычно начиналась с покупки билетов до места и получение визы. Что Болгария, что Румыния - страны ЕС, но ещё не входя в шенгенскую зону. Приятный момент в том, что с Болгарской визой можно ненадолго заехать в Румынию, и некоторые другие сопредельные страны, такие как: Сербия, Черногорие и даже Хорватия. Поэтому мы едем в Уральскую столицу за Болгарской визой, которая, к слову, стоит даже дороже шенгенской. В итоге нам с женой одобряют визу аж на целый год, а ребёнку на полгода.

Подходит 6 сентября, и мы летим в Москву. А затем регистрируемся на рейс в Варну и летим туда. Летим на S7. И тут хочется сказать пару тёплых слов от души. Несмотря на то, что билеты были бюджетными, мы летели на просторном A320, с дополнительным туалетом в центре салона. Нас поили, кормили, подавали прессу. А ребёнку предложили детское меню, и подарили целый рюкзак с подарками. Такой подход нам очень понравился. И трёх часов полёта мы не заметили.

В Болгарии время московское. Проходим таможню. Меняем немного евро на местные левы, стоимость которых, примерно половина от общеевропейской валюты, и выходим на улицу. Здесь в очереди выстроились автомобили местных таксистов. Самая популярная служба в Варне это такси Триумф. Убера здесь нет, хотя вроде как должно работать приложение Maxim. В общем садимся мы в минивэнчик Триумфа и едем до спального района Аспарухово. Как ни странно получается довольно бюджетно, где-то 12 лев.

Вокруг соц. застройка, но мы возле дома построенного недавно. Номера дома не видно, и жена решает спросить у местных, правильно ли нас доставили. Местной оказывается наша сибирская соотечественница, которая в лучшие времена приобрела здесь жильё для летнего отдыха на море, а теперь из-за курса жалуется на дорогивизну. Ждём хозяина нашей съёмной квартиры - Джулиана, коротая время за разговором. Наша первая знакомая немного вводит нас в курс дела и знакомит с обстановкой.

Пляж Аспарухово. Варна.

Прощаемся с соотечественницей, и почти сразу подходит Джулиан, он держит в руках тарелку инжира и вручает её нам. Показывает апартаменты и прощается. Мы же немного отдохнув отправляемся на ближайший пляж. Идти до него не долго, дорога идёт мимо парка. Общественный пляж оказывается пустынным, все зонтики сложены, лежаки перевёрнуты. В небе переменная облачность, но не холодно. Градуса 23-24. Вода же теплее, пляж песочный, поэтому с удовольствием купаемся. Вскоре становится пасмурно и начинается дождь, который, впрочем, быстро прекращается, и мы идём к дому.

В Болгарии письменный язык очень понятен русскому глазу. Мало того, что корни, во многм те же, да ещё и для начертания используется кириллица. Когда болгары говорят, становится не очень понятно, а иногда не понятно совсем. Скорее всего, виной тому специфический балканский акцент, ну и понятно, что живой язык претерпел сильные изменения и отдалился от славянской речи. Хотя русский язык понятен всем людям старшего поколения, молодые же могут вас не понять, даже не смотря на схожесть языков. В одном заведении, нам таки пришлось перейти с официантом на английский.

Легкости перевода

На следующее утро, по совету нашей вчерашней новой знакомой, едем на пляж Галата. Чтобы добраться туда нужно попасть в частный сектор окраине города. Туда от ближайшей к нам остановки «Народни будители» едет 17 автобус. Вообще, транспорт в Варне достаточно современный. Присутсвуют автобусы и троллейбусы. Все они оборудованы электронными терминалами для покупки билетов, как я понял, существует даже какое-то приложение где можно оплатить поездку онлайн, но при этом на всех маршрутах в салоне зачем-то присутсвуют кондуктора. Ходит транспорт достаточно точно по расписанию, хотя интервал на некоторых маршрутах достаточно длителен. При этом популярные электронные карты, в том числе гугл карты, на момент нашей поездки вообще ничего не знали об общественном транспорте Варны, поэтому пришлось строить маршруты и искать информацию в другом месте. Нас неплохо выручал сайт wikiroutes.info

На самих остановках информация о прибытии транспорта есть не на всех остановках, в Аспарухово так вообще не было даже остановочных комплексов. Только знак остановки у обочины. По пути в Галату автобус взбирается на холм, чтоб попасть на пляж нужно выйти на предпоследней остановке «Галата Център». Далее мимо мемориала генералу Андранику (наши в городе), через супермаркет местной сети CBA, до юговосточной окраины посёлка. Здесь начинаются ступени к пляжу. Около пятиста ступеней вниз, в тени окружающих тропу деревьев и мы на месте.

Пляж Галата

Пляж очень хороший. Не оборудованный, что несомненно плюс. Песок, практически полное отсутсвие камней на входе. Не слишком людно, что соответсвенно положительно сказывается на качестве воды. Кстати, в советское время этот пляж считался нудистским. И до сих пор одного-двух престарелых последователей данной культуры можно встретить в левой оконечности пляжа, загарающих и купающихся в чём мать родила.

Подьем наверх довольно энергозатратен, однако, сюда ходят и довольно пожилые пляжники.

После пляжа едем домой немного перекусить, чтобы вечером отправиться на осмотр центра Варны.

До центра можно добраться практически на любом маршруте, в зависимости от того куда нужно конкретно попасть. Центр, правда, не большой, поэтому, главное проехать Аспарухов мост, а дальше можно дойти и пешком. Самые популяные маршруты автобусов из Аспарухово, это 12, 17, 17а.

Пожалуй, главное красное пятно на туристической карте города, это стоящий прямо в центре Успенский собор болгарской православной церкви. Собор был построен в конце XIX века, как символ освобождения от османского владычества. Собор красив и величественен, и если четсно, мы не ожидали увидеть здесь столь внушительную постройку.

И вообще, Варна нас приятно удивила. Мы ожидали увидеть небольшой курортный и портовый город без особого упора на всей остальной городской инфраструктуре. Тем более, что Болгария имеет репутацию беднейшей страны ЕС. Однако, здесь есть неплохой центр, местами с исторической застройкой, есть большая пешеходная зона в десяток кварталов, которая переходит в огромный приморский парк, с большим потенциалом развития. В центре, на многих улицах организованы велодорожки, удобные остановочные комплексы, транспорт, который ходит до поздна и по расписанию. И город продолжает развиваться.

Успенский собор

Варна

Собственно, высадившись возле Успенского собора мы и пошли в сторону побережья, чтобы осмотреть главные места притяжения как туристов, так и местных жителей. Т.к. в парке множесто людей гуляют с детьми, иногда проводятся какие-то мероприятия. А возле пляжной полосы, протянулись традиционные ресторанчики с видом на море.

На следующий день всё повторилось. Сначала мы едем в Галату на пляж. А после обеда в центр. В этот раз посещяем армянскую церьковь в Варне, гуляем по парку, выходим на набережную. Затем на автобусе до дома. На следующий день нам предстоит большая дорога.

На следующее утро, я еду в центр за машиной, которую предварительно забронировал. Прокатный авто решил брать у местной фирмы Top Rent a car, т.к. условия у них были получше чем у международных фирм, парк машин был велик, и присутсвовал офис в городе. Автомобиль брал самый дешёвый, из допов только бустер для ребёнка и 50 евро за выезд за границу Болгарии.

В общем, досталось мне красная Фиеста, на которой я и отправился за семьей в Аспарухово. После пересечения моста, ошибся с одним поворотом, и тут же очутился на автостраде уносившей вон из города. Разворотов, как водится никаких не было, пришлось ехать километров 5 до первого поворота налево, и заезжать в город через уже знакомую Галату. А поскольку половина Аспарухово была перекрыта из-за дорожных работ, пришлось ещё минут 20 повертеться по дворам, добираясь до места.

Загрузив машину вещами, мы, наконец, выселились из квартиры и начали свой путь. Ещё немного повертевшись по кварталу, мы таки вышли, на мост, который сегодня я уже пересекал в третий раз, а затем на выезд из города в северном направлении. Наш маршрут лежал на границу с Румынией за городом Русе.

По дороге до Румынии мы цепляем глазами самый краешек Балкан. Трасса же ведёт, в основном, через поля и невысокие холмы. Качество дорог - очень не дурственное, разметка, карманы для остановок. Качество её традиционно начинает падать с приближением границы.

Болгария

Проезжаем Русе. На окраине замечем будку с виньетками и обменником. Покупаем виньетку. Минимальный срок действия - 7 дней. Мы как раз планируем быть столько. Совсем недорого, по-моему меньше тысячи рублей на наши деньги. Виньетка электронная, машина просто вносится в базу и всё.

Дальше Болгарский таможенный пункт. В нашей очереди автобус тормозит процесс проезда. Но минут через 15 доходит наш черёд. Отдаю паспорта всех членов семьи. Печати проставлены и мы движемся дальше в нейтральную зону. По мосту пересекаем главную европейскую реку Дунай, и подъезжаем к Румынскому посту. Здесь русский уже никто не понимает. Хуже то, что и английский не понимают тоже. Однако, границу проходим довольно быстро, но приходится оплатить какую-то пошлину в размере, тоже что-то около десяти евро.

На этом пограничный переход окончен. Мы в Валахии!