Это рассказ о поездке в восточную и центральную Европу которая состоялась в ранней весной, в марте 2017 года. Состав путешественников – 3 человека, в числе которых я и моя супруга, а также наш старый знакомый Алексей Кирилов, который уже был нашим хорошим попутчиком во время поездки по Армении – Грузии в 2014 году.

Поездка эта значилась под кодовым названием Дунайский тур, т.к. в ней мы собирались посетить три столицы, каждая из которых стояла на реке Дунай. А началось всё, как водится, с билетов. Моя супруга отыскала дешёвое предложение от лоукостера Победа из Москвы в Братиславу (Словакия). И мы потихоньку начали разрабатывать маршрут и бронировать жильё по его ходу. В итоге план маршрута был таков: Из Братиславы, на съёмной машине мы должны были двинуться на восток в Татры, а затем в культурную столицу Словакии – город Кошице. Далее на юг до границы с Венгрией и городка Мишкольц, а затем на запад в Будапешт. Завершающим манёвром должна была стать дорога до австрийской столицы (Вены) и наконец, петля должны была замкнуться снова в Братиславе.

Когда маршрут был утверждён, бронирования жилья сделаны, нужно было решить вопрос с визами. Ближайшим от нас местом, где делали словацкие визы, согласно сайту посольства Словакии, было, как ни странно, посольство Венгрии в г. Екатеринбурге. Туда мы и отправились после предварительной записи по телефону. В назначенный день и час мы с женой прибыли в место назначения. Здание посольства Венгрии было разделено между посольствами двух представительств: США и собственно Венгрии. Оплатив необходимую для получения визы страховку, на первом этаже здания в офисе компании Pony Express, мы отправились на второй этаж, где были досмотрены сотрудниками, как это снова ни странно, посольства США. После чего таки поднялись к «венграм». Мы пришли точно в срок, однако, всё небольшое пространство перед окнами, как и сами окна, были оккупированы группой студентов, в результате мы подошли к приёмному окну минут на 25 позже назначенного срока, и соответственно время нашего официального приёма сократилось на это время. После проверки всех наших заявлений, анкет, справок с работы, паспортов, дело дошло до листов бронирования, и выяснялось, что, если мы указываем в маршрутном листе Австрийскую республику, то бронь для места проживания в ней должна быть уже предоплачена. Соответственно нам либо нужно было быстро оплатить забронированное место, либо предъявить бронь на эти даты в другом месте. Сроку нам дали на это полчаса. Спустившись вновь на первый этаж, мы выяснили, что здесь, случайно, буквально в пятидесяти метрах есть интернет кафе, куда мы, торопясь и отправились. Здесь очень предусмотрительно можно было не только воспользоваться компьютером, но и принтером поэтому, мы с благодарностью воспользовались этой возможностью, и распечатали ещё одну бронь, в первом попавшемся отеле в Братиславе. А через 15 минут успешно предъявили её в посольстве. А для пущего удобства, здесь же у женщины аффилированной с посольством, заказали доставку наших паспортов по их готовности в Челябинск. Вуаля.

Арендой машины, как обычно, занимался я, и в этот, прямо скажем, невысокий сезон интересных по цене предложений было довольно много (а именно это нас интересовало). Нас было всего трое, поэтому подошла бы практически любая машина, способная карабкаться под сравнительно небольшие уклоны асфальтовых европейских дорог. Интересней всех смотрелось предложение от словацкой фирмы Eden cars, которое я нашёл на агрегаторе rentalcars.com, и забронировал автомобиль Skoda Fabia, даже оставив небольшую предоплату. Однако, после бронирования, я так и не понял, куда мне приезжать за машиной. При бронировании у меня был выбор только из вариантов: забрать машину в аэропорту или в центре города, этот выбор я разрешил в пользу города, но адрес мне не указали даже после предоплаты брони. В подтверждении брони был указан лишь адрес для обратной связи, который впрочем, вёл на сервис, на первый взгляд, ни как не был связан не с Eden не с Rentalcars. Оказалось, это был какой-то глобальный «кол-центр», работающий на широкий круг компаний из сферы ренты. У них удалось выяснить, что Eden cars не имеет офиса в Братиславе и работает по системе доставки машин до адреса, который укажет клиент, но вот только у меня, они почему-то не поинтересовались до какого адреса нужно совершить доставку (видимо, надеясь связаться со мной уже в Словакии). Но меня такой подход не устаивал и передал арендодателю через этот «кол-центр» информацию об адресе доставки.

Постепенно, время нашего отъезда приближалось, мы созвонились с Алексеем, который проживает в г. Москва, и он сообщил, что тоже полностью готов к путешествию. День "Х" настал.

Рано утром мы отправились в аэропорт Челябинска, и встали в очередь на регистрацию рейса Победы до Москвы. Правила у них были такие до 10 кг багажа на каждого, и ручная кладь до определённых габаритов примерно соответствующий небольшой женской сумочке. У нас было как раз две вещи в багаж до 10 кг каждая, и у жены на плече миниатюрный рюкзачок, полностью соответствующий габаритам допустимой ручной клади. Однако, когда очередь дошла до нас, и багаж уже ушёл на погрузку, нам сообщили, что любые рюкзаки не допускаются. Когда я пытался парировать, что рюкзак полностью соответствует допустимым габаритам и даже по виду напоминает рюкзак лишь наличием второй лямки на спинке, мне сообщили, что поскольку есть две лямки – это всё равно рюкзак, и на борт он может быть допущен только за дополнительную плату. Конечно, разумного объяснения запрета проносить на борт предметы в противоречие своим же правилам, только на основании наличия у них определённого количества лямок, кроме наглого выбивания бабла из клиентуры быть не может, и данный факт чрезвычайно испортил нам настроение перед поездкой. Пришлось оплатить, по-моему, девятьсот рублей за провоз рюкзачка и вернуться на стойку регистрации. Посадочные, наконец, получены. Садимся в самолёт, вылетаем в Москву.

Прибываем в аэропорт Внуково. До сих пор не доводилось здесь бывать. Аэропорт очень приличный, современный и неперегруженный, по крайней мере, на тот момент. Тем не менее, в общем зале сидячих мест не много, но свободные всё же нашлись. Здесь нам торчать несколько часов до регистрации на следующий рейс. Наш друг Алексей обещал приехать к самому её началу. Поскольку в самолёте «Победа» не кормит, кушать приходиться в кафешках при аэропорте. Вскоре к нам присоединяется прибывший в аэропорт Лёха, и практически сразу начинается регистрация на наш рейс до Братиславы. Предварительно спрятав рюкзачок жены в чемодан, идём к стойкам регистрации. Но перед ними нас встречает человек, вероятно сотрудник авиакомпании и просит предъявить документы. Мы передаём ему билеты и паспорта, и только тут выясняется, что виза у нас с женой не словацкая, а венгерская. Почему так произошло, что мы подавали на словацкую визу, а выдали нам, всё-таки, венгерскую я не знаю, но до этого момента мы не обращали на это внимания. Но поскольку виза венгерская, то нас спросили как мы собираемся добираться до Венгрии, на что я сказал, что мы забронировали авто в Братиславе. Следующей просьбой от сотрудника была: «Подтвердите бронирование автомобиля». У меня была распечатка с бронью машины, однако, не понятно, что мы должны были, предъявить, если, к примеру, мы хотели бы добраться до Венгрии на автобусе, поезде или с помощью иных видов трансфера.

Садимся в Братиславе. Аэропорт маленький, на вход всего два окна. Причем одно работает только для граждан, а второе очень медленно. Скапливается очередь, мы в её хвосте, потому что толкаться на выходах и на входах недолюбливаем. Когда очередь доходит до нас, сотрудница пограничного контроля долго осматривает документы и спрашивает о том, сколько мы дней будем в Словакии и какие у нас планы. Из неожиданного для нас, вопросы она задаёт на русском, хоть и не очень уверенно. Наконец, выходим в зал с багажом, где уже давно крутятся наши чемоданы. Открываем один, чтобы достать, спрятанный рюкзачок жены, чем привлекаем двух мужчин в форме, стоящих на выходе из зала. В итоге они попросили нас открыть наш багаж для досмотра, что нам пришлось сделать. Выходим из здания аэропорта последними, т.к. других рейсов на прилёт в это время просто не было.

Ищем такси, чтобы добраться до города. Естественно искать долго не приходится. Рядом с выходом выстроилась очередь из местных таксистов, нас отправляют к первому из очереди. Наверняка сейчас зарядят цену, но разбираться с работой общественного транспорта на тот момент охоты не было. Садимся и едем в город. Таксист Мартин выглядит интеллигентно, он быстро довозит нас до городского массива, где мы встаём в пробку. Чёткое попадание в час-пик, все возвращаются с работы. Наконец, добираемся до отеля, который находиться неподалёку от центра и располагается в старом здании. Мартин озвучивает цену поездки 23 евро, забегая вперёд, скажу, что обратно в аэропорт мы доберёмся почти в три раза дешевле.

Отель называется Elisabeth Old Town. Входим в парадную, оплачиваем номера, получаем ключи, поднимаемся на второй этаж. Номера чистые, уютные, со всеми необходимыми удобствами. Что немаловажно, для нас, это наличие чайника в номере, и он здесь присутствовал. В общем, наш номер был отличный, для полного счастья можно было добавить ещё холодильник, но мы и без него обошлись.

Немного переведя дух, решили выйти оглядеть окрестности. Около половины восьмого, уже темно, и на улицах совсем немного людей. Осмотрели церковь неподалёку, такую пряничную, небесно-голубого цвета. Прошлись по узким улочкам, добрели до большого молла, где посетили супермаркет Billa, с целью закупа продуктов на завтра. На сегодня хватит, идём в гостиницу ночевать.

На следующее утро просыпаемся очень рано около 4:30 по местному, сказывается разница во времени. Но мы не одни такие жаворонки, через полчаса за окном начинают шевелиться коммунальные службы, делать рабочие приготовления лавочники, ходить прохожие.

Неспешный душ и завтрак. Списываемся с Лёхой, он тоже проснулся и обещает скоро зайти. Сказано – сделано, и наша прогулка по городу начинается с раннего утра. Первое впечатление о Братиславе – город небольшой, не перенаселённый, спокойный, скромный, хотя и не безынтересный. Центр с шармом историчности. Средний житель средних же лет и не бедствующий. Автомобили в основном новые, чешские, и других представителей WAG. Расслоения не чувствуется, бездомных вообще не помню.

Тянемся к историческому центру. У входа через Михайловские ворота красивый мостик, и башня с часами, далее пешеходные улицы.

На них есть соборы, дом ратуши и другие здания административного значения. Здесь, как-положено, множество сувенирных магазинчиков, баров, кафешек.

Центр разделён дорогой, после которой рельеф вздымается вверх. Там на вершине холма белеют мощные стены замка - Братиславский град, к которыму мы и стремимся.

Проходя через пешеходные улицы, встречаем множество интересных зданий.

Осмотр града начинаем снаружи, затем покупаем билет на осмотр внутреннего пространства замка. Широкие коридоры и залы с картинами и некоторой исторической утварью. Особенно интересен подъём на одну из его башен замка. Отсюда открывается вид на Дунай и город с высоты.

Осмотр замка занимает довольно много времени, мы проголодались и устали.

Идём ужинать в Дивный Джанко. Хорошая харчевня с традиционной кухней, здесь многолюдно, и как заметил Алексей Кириллов: «Наверняка вкусно кормят, т.к. здесь кушают полицейские» - цитата неточная. И действительно, блюда оказались аппетитными, хотя и простыми, а порции большими. Я снова не доел.

С официантами, да и вообще со словаками объясняться лучше по-русски. Т.к. русский они понимают интуитивно, и точно лучше, чем английский. И это не удивительно, множество слов в словацком языке очень похожи на русские или просто понятны для русскоговорящих людей. Например приветствие по-словацки будет: «Добрый дэн», слово «хорошо» звучит как «добрэ», «пожалуйста» - «просим». На аптечной вывеске будет слово «Lekaren», а на почтовой «Posta», только над латинской «S», будет небольшая галочка. Есть и курьёзные для нас слова, например, слово «продукты» звучит как «Потравины», а слово «внимание» - «Позор».

Вечером пошли на мост через Дунай, здесь их несколько один с «летающей тарелкой» наверху, мы же пошли на зелёный. Тут ходят трамваи и прохожие, а также бегают тренирующиеся (коих довольно много) и ездят велосипедисты.

Наелись, нагулялись, пошли отдыхать. Завтра отправляемся в путь.

Наступило утро, сегодня был день нашего отъезда из Братиславы по намеченному маршруту. Но чтобы уехать, нам нужно было транспортное средство, которое нам должны были предоставить сотрудники компании проката Eden cars. На всякий случай решили позвонить им по указанному в брони телефону. Вечером прошлого дня я уже пытался это сделать, но не дозвонился. Идём на ресепшн с просьбой позвонить и на этот раз удачно. Мне сообщают, что всё в порядке, машина прибудет вовремя.

Вскоре раздаётся звонок в номер, прибыл сотрудник проката. С документами спускаюсь вниз, нахожу машину недалеко от входа. Меня приветствует молодой сотрудник, он просит водительское удостоверение и паспорт. Оплачиваю остаток суммы на месте картой. Франшизу тоже замораживают на карте. Сотрудник пытается впарить мне дополнительную страховку, но я отказываюсь. Спрашиваю его о платных дорогах. Парень рассказывает о том, что дороги в Словакии уже оплачены на эту машину, а вот в Венгрии и в Австрии необходимо будет приобретать талоны на въезде. Отлично, можем ехать.

Собираем невеликий скарб, грузимся и начинаем движение. Шкода совсем новая, и по новой евромоде оборудована старт-стоп системой, к чему я совсем был не готов, и приудивился когда она заглохла на первом светофоре. Мы постепенно выезжаем на автостраду и движемся в восточном направлении в горы. Но первым пунктом нашего маршрута должна стать Банска-Штьявница - небольшой городок у подножья Татр.

Навигатор уводит нас с трассы, и мы едем по узенькой дорожке через холмистую местность не густо покрытую лесным массивом. Местность кажется захолустной и почти заброшенной, как внезапно заезжаем ухоженный почти «игрушечный» городок, каждым своим зданием погружающий нас в историю.

Мы были немало удивлены той концентрацией красивейших строений, которую нам представила Штьявница, когда мы припарковали авто и прошли буквально 200 метров по одной её улицам.

Судя по обилию известных символов на зданиях, город заложили вольные каменщики, и надо сказать заложили основательно.

Здесь же располагается замок, точнее замка два Старый град и новый. Мы посетили старый, он неподалёку от центра. Полазали по стенам, внутри которых также имеются помещения типа тюремных камер и даже пыточной. Осмотрели внутренний двор, залезли на башню с колоколом, с которой открывается вид на город.

Замок сооружался для защиты от турецких набегов и был исключительно фортификационным сооружением, без какого-либо лоска или парадности, как например Братиславский град.

Вообще Банска-Штьявница это изначально шахтёрский город, здесь издревле занимались добычей. И впоследствии, она превратилась в довольно крупный город. Здесь в местных штольнях впервые при добыче были использованы взрывчатые вещества, тогда это был порох. А впоследствии, (в XVIII веке) в городе даже возникает горная Академия.

Здесь в Банской-Штьявнице, что совсем удивительно, есть памятник советскому солдату-освободителю, он располагается в крохотном скверике на окраине исторической части города. Возле него мы почувствовали себя как на своей территории, и решили перекусить рядышком на лавочке. Правда, перед нашим уходом сквер решили осквернить два местных алкаша, усевшись на лавку напротив с пивом. Хотя не знаю, запрещено ли в Словакии распития пива в общественных местах. Ну да ладно.

Садимся в машину, и отправляемся обратно на трассу, чтобы продолжить путь на восток в горы. Постепенно мы приближались к Высоким Татрам, поэтому виды кругом становились всё величественнее и интересней. К сожалению, вместе с высокими горами на нас надвигались сумерки, поэтому дальше красота уже скрылась от нас за темнотой. И только некоторые особенно крупные силуэты гор, заставляли нас удивляться.

Вообще-то сначала, мы немного напутали с адресом, поэтому слегка проехали место назначения местечко Нова Лесна, приехав в посёлок с одноимённым горам названием Высокие Татры, но зато нашли там, чуть ли не последнюю открытую кафешку, и позволили себе выпить по чашке чая.

После этого мы вернулись по дороге назад, и, отыскав нужный поворот, достигли искомого места. Это был гостевой дом Pension Crystal. Похоже, нас тут не особо ждали. Во дворе было темно, дверь заперта, и даже на стук в дверь не ответили. В глубине двора горели три окна. Подойдя к ним, мы увидели за ними мужчину, а он увидел нас. Это был хозяин дома. Он открыл нам дверь, поинтересовался кто мы и откуда, и начал что проверять в своих записях. После этого он разрешил припарковать нашу машину во дворе рядом с его машинами, что я и сделал. Мы вошли в дом. Мужчина показал нам наши комнаты. Они располагались на мансарде второго этажа. В каждой из них было всё что нужно, включая душ. Вами комнаты были весьма уютны и ухожены.

Хозяин поняв, что мы из России сразу начал говорить с нами на русском. В его речи было много ошибок, но он обладал солидным словарным запасом, так, что взаимопонимание мы нашли без труда. Мы спросили, где тут можно перекусить, на что он ответил, что т.к. предварительно мы ужин не заказывали, он не сможет нас накормить, но километрах в трёх есть ресторан. Также мы можем свободно пользоваться чайным столом, который располагался в столовой. Мы решили так и сделать, и перекусить здесь тем, что мы прихватили с собой в дорогу, а на утро заказали завтрак.

Прекрасное место. Здесь в столовой располагался камин, рядом с которым мы и уселись, накрыв его, чем Бог посла, и налив чайку. Здесь в горах было прохладно, поэтому тепло камина и уютная обстановка способствовали приятному досугу.

После ужина мы вернулись в свои комнаты для ночлега, запланировав на завтра небольшой поход в горы.

С утра мы неторопливо спустились на завтрак. Хозяин с хозяйкой постарались на славу, приготовив нам щедрый разнообразный стол. Тем, что нам предлагалось, в принципе можно было накормить вдовое больше народу.

Поблагодарив за приём мы откланялись, предварительно расспросив о интересном маршруте на пару-тройку часов.

Наша машина вновь двигалась в сторону туристического посёлка Высокие Татры, достигнув которых мы принялись искать парковочное место. И как мы поняли, вблизи нужного нам места припарковаться можно было только за деньги. И оставив машину, мы принялись за поиски способов оплаты нашей стоянки, и наткнулись на молодого человека, который работал при местном подъёмнике ни то инструктором, ни то работником проката спортинвентаря. Он был весьма приветлив, неплохо понимал и даже говорил по-русски, и был немало удивлён, узнав, что мы с Урала, и почему-то думал, что наши (Уральские горы) значительно выше местных. Он рассказал нам он местных пеших маршрутах, и благодаря его помощи, мы смогли правильно сориентироваться на местности. В результате мы подъехали к фуникулёру, который забросил нас повыше в горы, где повсеместно лежал снежный покров. С этого места уже можно было отправляться по одному из доступных маршрутов.

Мы решили пойти по самому недолгому, до ручьев. Маршрут шёл мимо небольшой избушки, в которой располагалась кафешка со звучным названием «Белякова Хата», и далее вниз по тропе к ручьям.

Спустя 15-20 минут неспешной прогулки по прекрасной горной местности мы достигли цели.

Вид, как и атмосфера природной чистоты места и замечательного воздуха были под стать друг другу. Образ не слишком крутых порогов горной речки спускающейся меж белеющих склонов полностью оправдывал не слишком утомительный путь к месту. И запечатлев его в различных цифровых формах, мы отправились в обратный путь.

Вернувшись к «Беляковой Хате» мы решили зайти на чашку чая, что было, кстати, в смысле поддержания энергетического и теплового баланса.

Фуникулёр спустил нас вниз к машине, и под впечатлением интересного и красивого места мы отправились на поиски новых впечатлений.

Немного спустившись с Высоких Татр мы проезжали небольшой предгорный городок под названием Кежмарок и решили остановиться и пройтись немного. Припарковав авто недалеко от старого замка мы пошли пешеходной улицей по направлению к его центру.

Город мне сразу понравился. Тихий, умиротворённый, содержащий здесь в центре исключительно историческую застройку. Время как будто бы застыло здесь пару веков назад, и вся атмосфера города погружала сознание в какой-то медитативный транс. Мне кажется, это место идеально подходит, например, для писателя, который приехал сюда на несколько лет, чтобы создать главный в своей жизни роман, смыслы для которого можно постичь прямо здесь, гуляя по этим улицам и вдыхая этот воздух.

После душевного отдохновения в центре Кежмарока, мы заехали в местный супермаркет за провизией и, выехав из города, достигли автострады ведущей на восток, а затем сворачивающей на юг к городу Кошице, куда мы и прибыли ранним вечером.

Наш отель с названием Penzion Grand, располагался в историческом центре города, но машину можно было бесплатно оставить на улице с противоположной стороны от входа в гостиницу. В холе отеля располагалась обширная оранжерея с различными растениями, буквально всё было уставлено ими. В центре большого зала находились обеденные столики. На ресепшн мы заполнили анкеты, зачем-то на каждого гостя, взяли ключи и поднялись на второй этаж в свои номера. Надо сказать, номера располагались в мансарде, но были очень просторными с высокими потолками, хотя и не очень уютными и не отличающиеся педантичной чистотой убранства. В целом не самый плохой вариант, чтобы переночевать, существенный для нас недостаток — нет чайника в номерах.

Оставив вещи, мы пошли на прогулку по городу. Поскольку мы уже находились в центре, идти до основных достопримечательностей пришлось недолго.

Кошице — это второй город Словакии после Братиславы. И он является его по сути культурной столицей. Здесь множество различных учебных заведений, университетов, государственных учреждений, театров, храмов. Пройдя немного по улице, мы тут же наткнулись на множество красивых зданий, а свернув на соседнюю, немало были удивлены увидев кафедральный собор.

Он производил впечатление почти невероятное, такой храм ожидаешь увидеть в Вене или Милане, но никак не в таком небольшом городке как Кошице. Тем интереснее было осматривать его, в душе было почти детское удивление, и пытливое настроение, которое бывает, когда что-то превосходит твои ожидания. Это был собор Святой Елизаветы Венгерской, построенный в готическом стиле между концом XIV и началом XVI веков.

После внешнего осмотра собора, почти сразу стемнело. Мы ещё побродили по улочкам, наткнувшись на множество красивых зданий, а также памятник советскому солдату освободителю (да, в Кошице он тоже есть).

А затем зашли перекусить в одно из заведений, расположенное в проулке, отходящем от центральной пешеходной улицы. Заведение это было совершенно безлюдное, в какой-то момент мы даже оказались в нём одни. Не помню, что я там ел, запомнил только кувшин зелёного чая, наполненный свежими мятными листами, и длинную ложку, опущенную в него для перемешивания. На этом осмотр города, по сути, был завершён, и мы пошли в отель, чтобы переночевать.

На следующее утро мы спустились на завтрак в отеле. Завтрак был включён в стоимость номеров, однако был невысокого качества. В него входили, так называемые, континентальные закуски, чай в пакетиках, яичницу сразу разобрали, так, что на нас не хватило. Ну да ладно. Мы ещё раз пошли в центр, чтобы быстро оглядеть его при дневном свете, и зайти куда-нибудь на чашечку кофе.

Эта нехитрая программа была полностью выполнена где-то за час. После чего мы удовлетворённые выехали из города. Наш путь лежал к венгерской границе.