Август 2016 года. Наша очередная поездка в Закавказье. Помимо четырёх туристов из Челябинска (нас с женой и дружественной нам семейной паре), в нашей команде один представитель солнечного острова Сардиния, по имени Массимо, тоже заинтересованный горными подъёмами и спусками. На этот раз маршрут поездки представляет собой кольцо длинной около 2000 км. Старт в Ереване затем мы движемся на юг к Татеву, далее к Севану, потом через Лори пробираемся к границе с Грузией и пересекаем её. В Грузии мы изучаем Тбилиси, после чего едем на северо-запад через Сатаплию в Местию, потом на юго-запад в Батуми, и наконец, возвращаемся в Ереван, посещая по пути Ахалцихе и Вардзию. Об этом всём подробнее далее, но в начале, в начале мы идём в поход…

После сбора нашей компании в Ереване и беглой прогулки по нему, первым нашим приключением становиться восхождение на вершину вулкана Аждаак (3697 метров). Едем мы туда не одни, поход организует компания OneWay Travel. С утра пораньше мы выходим из хостела с одноимённым названием OneWay и движемся к месту сбора недалеко от оперного театра. Усевшись в микроавтобус, мы доезжаем до деревни Гегерд, находящейся у подножия Гегамского хребта на высоте около 2000 метров. В деревне мы пересаживаемся в кузова двух грузовиков марки ГАЗ и ЗИЛ. И эти «звери» довозят нас по горным тропам до высоты порядка 3000 м, попутно доставляя нам немало куража.

Наш горный транспорт

После этого мы высаживаемся и продолжаем путь пешком. Пробираясь через застывшие вулканические реки по началу не испытываешь никакого дискомфорта, и лишь наслаждаешься прекрасным горным воздухом и красивыми видами. Но дальше естественно, начинаются основные препятствия, взбираться приходится, иногда карабкаясь, посещает первая усталость. Постепенно добираемся до первой кальдеры. В кратере вода, а по его краям лежит снег. Ветер становиться очень сильным и ледяным.

Первая кальдера Аждаака

Далее движемся до следующей виднеющейся вершины, затем спуск и снова подъём на второй кратер. Последние метры даются уже с трудом. Но вот мы на Аждааке. Здесь в кратере почти такое же небольшое озерцо, снежок и чуть менее ветрено.

Вершина Аждаака

Перекусив на вершине, я возвращаюсь обратной дорогой, чтобы встретить наших чуть подотставших друзей. Последний кратер они решили не штурмовать, и я настигаю их уже возвращавшихся к месту сбора. Мы устраиваем привал, и спускаемся к грузовикам, дожидаемся основной группы.

Чувствую, что на «диком» горном солнце моё лицо обгорело, несмотря на, обмазывания кремом. Группа в сборе и вновь в кузове грузовиков, горными тропами пробираемся к горному озеру Вишапалич, посмотреть на две каменные стелы (вишапкары) периода анимизма. Это поездка была явно лишней, ехать долго, и уже все устали прыгать в кузовах траков.

Вишапкар

Потом долгий спуск обратно к деревне Гегард. Наконец, достигнув места, мы стали жертвой несогласованности наших проводников из OneWay Travel, и ещё минут 30 пришлось ждать микроавтобус до Еревана. В столицу мы уже возвращались затемно. А на завтра нас уже ждала в прокате машина, на которой нам предстояло отправиться по нашему маршруту, начав который нам предстояло с южного направления.

На утро следующего дня, мы отправились в прокат, чтобы забрать наш авто. Как и в прошлые разы, было решено воспользоваться услугами проверенной компании Caravan. Исходя из наших финансовых возможностей и наличия автомобилей, было решено забронировать Nissan Tiida, багажника которого как раз хватило на все наши сумки и чемоданы, а салона на то чтобы худо-бедно разметить пятерых автотуристов.

Итак, мы забрали авто, подъехали к хостелу на Туманяна, чтобы выселиться, и забрать вещи с пятого этажа (очень неудобно). Погрузив поклажу и разместившись в салоне, мы двинулись на выезд из города в южном направлении. Первым нашим пунктом остановки был Хор-Вирап. Описывать данное место нет особого смысла, это место у подножья Арарата в котором начилась история Армении, как христьянской страны. На сегодняшний день это крепостные стены на холме, за которыми располагается храм, а также подземная темница, в которой, как считается, был заключён за свою веру Григорий Просветитель, ставший впоследствии первым католикосом армян.

Хор-Вирап

Далее привычное продолжение маршрута, с остановкой в Нораванке. То же прекрасное ущелье, горная речка и солнце, мой вечный спутник в этих местах. Не буду приводить излишних исторических справок, тем более по мной ранее описанным местам, информации по ним в избытке.

Нораванк

После Нораванка едем дальше на юг. Преодолев пару перевалов мы оказываемся в Сюнике. Хотели заехать в Караундж, но дорога перекрыта и ремонтируется. Едем дальше в Хндзореск. Теперь здесь построили цивильный спуск с обратной стороны ущелья, о котором мы знали. Поворот на него находится в начале селения. Теперь здесь скопление людей и машин, хотя ещё два года назад, здесь редко кого можно было встретить.

Спуск по деревянной лестнице и мы на мосту, всё как всегда, только много туристов. В старой часовне, какой-то мужчина проверяет акустику помещения, стоя в углу и напевая церковные тексты.

Хндзореск

Начинает смеркаться, мы спешно возвращаемся к машине. Наша ночёвка запланирована в Арснадзоре, у «нашего знакомого» Гарика. Мы возвращаемся к Татеву, по пути попадаем в привычную вечернюю пробку из баранов. На месте оказываемся уже в темноте, но без труда находим место на краю ущелья. Находим Гарика, представляемся, заселяемся. Бочки, предоставленные им, находятся в лучших местах, за что ему спасибо. Ужинаем, Гарик не может оставить без подарка, хотя большинство из нас он видит впервые. Дарит две бутылки вина собственного приготовления. Говорим, что не пьём, но этот номер у него не проходит, приходиться брать. После ужина расходимся по бочкам на отдых.

С утра пораньше, жена встаёт оцифровывать местность, я сплю до завтрака.

Арснадзор

Принимаем пищу и едем в Сатани Камурдж, тут рядом минут 5 езды. Я полон решимости провести всех в грот с минеральной водой. Спускаемся. Течение в августе куда спокойней чем в мае, уровень воды гораздо ниже, можно идти относительно спокойно. Нахожу нужный лаз и жду остальных. Пролезаем в него и оказываемся в нужном месте, восторг. Ванночки с минеральной водой, капающей со сталактитов, теплой и целебной. Местный житель, стоя в речке неподалёку принимая здесь своеобразный душ, сообщает нам, что если пройти ещё немного по реке, то впереди будет ещё один грот. Я, пытаясь делать первые шаги с небольшого выступа по скользким камням срываюсь в реку, но зацепившись за камень остаюсь на месте и меня не сносит течением. Хорошо, что вынул из карманов документы. Эмоции отличные, водичка освежает, но от затеи идти дальше отказываюсь. Будет в следующий раз чем заняться.

Сатани-Камурдж

После этого освежающего приключения, мы вернулись к Гарику забрать свои вещи и отправиться к Татеву. Подъехав к канатной дороге, мы вошли в помещение, где располагается касса. Здесь было непривычно много людей, но хуже было то, что, как нам сообщили, теперь заказывать места можно и через интернет, чем охотно пользуются туроператоры и выкупают билетов сразу на большой автобус. Два таких автобуса как раз стояли на стоянке перед входом. Короче говоря, ближайшие места были только через 3 часа. У нас такого времени не было, т.к. нам нужно было пересечь Селимский перевал и доехать до озера Севан. Досадно, да ладно.

Татев

Через пару часов мы были на Селимском перевале, где традиционно рассматривали средневековый каравансарай, как остановочный пункт на великом шёлковом пути, и наслаждались видом с высоты почти 2400 метров.

Каравансарай

Еще примерно через час мы достигли Севана. Севан был глубокого синего цвета и мы остановились в одном из мест, у его берега, поразмяться и подышать свежим ветром, разносящим брызги волн по нашим скованным дорогой телам.

Севан

Продолжив наш путь, очень скоро мы очутились в месте назначения – селе Чкаловка. Здесь располагался досуговый комплекс Цовацоц. Ресторан и комнаты, где можно было переночевать. На этом месте как остановочном пункте для нас настаивала моя жена, и как оказалось не зря. Интересное место с национальными нотками и оригинальным дизайном. Ресторан с хорошей кухней, видом на берег и хорошей атмосферой собрал нас за вечерней трапезой. Естественно на Севане мы заказывали рыбные блюда и традиционный кебаб из раков. Здесь всё на уровне. В соседней комнате проходило какое-то застолье с громкой живой музыкой. Присутствовали зурна и барабаны поэтому было громко. Но уровень звука ничуть не напрягал нас, так как нам хотелось приобщиться к местному национальному колориту. К тому же музыка звучала не всегда, а только после того, как за столом произносился тост и гости вставали со своих мест немного потанцевать, после чего их трапеза продолжалась в тишине.

Цовацоц

После ужина мы отправились в номера. Они были под стать ресторану, оригинальны и в то же время просты. Я бы сказал в средиземноморском стиле. При всей простоте отделки, в них было всё необходимое. В общем, ночь мы провели славно.

На следующее утро мы позавтракали здесь же. И продолжили путь на север. Сегодня по плану мы должны были ночевать уже в Тбилиси. Но с начала, мы посетили Севанаванк, поглазев на озеро с холма полуострова, а затем двинулись в Дилижан.